Общие
замечания и некоторая литература
Весьма близкий аналог
мира игры из земной истории — Франция и Германия
в XIV–XV веках. Соответственно, многое из написанного
о нравах этой эпохи применимо и к Арканару и соседям.
Итак: «Дворянство и горожане старались превзойти
друг друга в изобретении удовольствий... На фоне усиливавшейся
роскоши знати и богачей низшие классы еще острее ощущали
свою бедность. К тому же рыцарское и мещанское сословия
слишком отличались в образе жизни и миропонимании,
чтобы добровольно признать принадлежащие каждому права.
Это соперничество развило в дворянах надменность и
жестокость, а в горожанах — хитрость и осторожность»
(Г. Вейс, «История цивилизации», том 3).
Жорж Дюби, «Европа в Средние века»: «Радость
жизни соседствовала там с крайней нищетой: за всем,
что могло быть роздано, брошено в толпу, за всем,
что можно было украсть или присвоить в промежутке
между честными занятьями, жадно следила огромная стая...
калек, бродяг, бедняков». Знакомо, не правда
ли? Еще один интересный источник — книга К.А.
Иванова «Многоликое Средневековье», где
в не очень научной, но весьма увлекательной форме
повествуется о жизни города, замка, деревни. Конечно,
Арканар или Соан — не точная копия европейской
королевской столицы или вольного города, и не похоже,
чтобы этому миру хорошо знакомы рыцарские идеалы —
но книга содержит много интересного о повседневной
жизни. И, разумеется, главный источник — сам
текст романа: многочисленные цитаты в правилах не
избавляют от необходимости перечитывания.
Этикет
Поведение при королевском
дворе подчинено преклонению перед королевской особой.
Так, приближаться к королю следует, чуть согнув ноги
в коленях, а если во дворец занесло не дворянина —
ему следует сопровождать поклоном едва ли не каждый
шаг и каждое слово. Поведение за королевским столом
регламентируется сугубо волей короля, который крайне
не любит, когда вертятся, прячут руки под стол или
оглядываются. К столу министр церемоний приглашает
трижды, под звуки труб. Места за столом пронумерованы,
и приглашенным на обед вместе с приглашением вручается
номерок. Гости рассаживаются по степени знатности
и близости к королевскому дому. Начинать есть разрешается
лишь после того, как за еду примется король.
Еще одно регламентирующее
начало — разнообразнейшие привилегии дворянских
родов. Так, род Пампа имеет право ковырять в носу
за королевским столом и называть принцев просто по
имени, привилегия рода Румат Эсторских — собственноручно
обувать правую ногу коронованных особ Империи, следовательно,
присутствовать при утреннем туалете короля, и так
далее.
Одна из обязанностей
службы при дворе — дежурство у спальни принца.
Это не столько реальная охрана, сколько тщательное
исполнение определенных ритуалов: сложный салют обнажженными
мечами при смене караула в полночь, проверка, закрыты
ли окна, на месте ли няньки и горят ли светильники.
Больше фактически ничего и не требуется. Отправляясь
на дежурство, следует надевать особый военный костюм
и медную каску.
Повседневное приветствие
и манера общения регламентированы в зависимости от
социального положения собеседников. При встрече двух
благородных донов занимающему менее высокое положение
следует поклониться следующим образом: «ноги...
сами собой согнулись в коленях, шпоры торжественно
звякнули, правая рука описала широкий полукруг от
сердца и в сторону, а голова нагнулась так, что подбородок
утонуд в пенно-кружевных брыжах». Реакция вышестоящего
— просто небрежный взмах головным убором. Если
нижестоящий в чем-то провинился: «дон Гуг вдруг
подобрался, на толстощекой физиономии появилась сладкая
приторность, он слегка согнулся в поясе, прижал шляпу
к груди и вытянул губы дудкой». Равные по положению
здороваются без особых ритуалов, но обязательно обращаясь
друг к другу «благородный дон». С серыми
штурмовиками благородный дон церемониться вообще не
обязан, равно как и подчиняться их приказам —
хотя, если штурмовиков много, а благородный дон один,
могут и заставить. Тем более ни к чему церемониться
с простолюдином — зато последний обязан вести
себя с предельной почтительностью, ни в чем не перечить
благородному дону, целовать руку, благодаря за что-либо,
и т.п. Обращение к простому горожанину — «брат
такой-то», если ваш собеседник примерно ваших
лет, и «отец такой-то», если он старше
и почтеннее.
Простонародье не имеет
права ходить посередине улицы, мешая благородным донам
— но серые штурмовики это установление почти
не соблюдают. Знатные дамы передвигаются по улицам
в портшезах — кресло с верхом и знавесками,
укрепленное на шестах. Портшез несут четыре носильщика.
При встрече с благородной
дамой дворянин обязан снять шляпу и поклониться. Даме
на поклон реагировать не обязательно, более того —
улыбнувшись в ответ, она недвусмысленно показывает
свой интерес к данному кавалеру и практически явно
приглашает его на свидание. Во всяком случае, не явившись,
избранник смертельно оскорбит даму.
Куртуазия — не
столько реально развитая идеология, сколько прикрытие
для соблюдения внешних приличий. Так, отправляясь
на свидание, кавалер втыкает в волосы за правым ухом
белое перо в знак своей страстной любви. В салоне
дамы ведутся изысканные разговоры с цитированием стихов
и рассказыванием давно забытых анекдотов. При этом
всем совершенно ясно, зачем дама может звать кавалера
посмотреть на ируканские ковры, а к изящному письму
может быть добавлен совершенно недвусмысленный постскриптум
с изложением намерений дамы. Бурные любовные похождения
в такой же чести среди придворных, как и многочисленные
дуэли — чаще всего происходящие именно из-за
дам: ?В третьем письме предлагали рубиться на мечах
из-за доны Пифы; но соглашались снять предложение,
если дону Румате благоугодно будет привести доказательства
того, что он, благородный дон Румата, к доне Пифе
касательства не имел и не имеет?. Чем больше о дворянине
ходит малопристойных слухов, тем большую зависть и
восхищение он вызывает у своего окружения.
Образование,
наука и искусство
Состояние наук и искусств
в Арканаре достаточно полно описано в пятой главе:
«Еще совсем недавно двор арканарских королей
был одним из самых просвещенных в Империи...»
и далее. Придворная культура — причудливая смесь
ученых-шарлатанов и поэтов-льстецов с редкими вкраплениями
реальных талантов. Уже сделан ряд важных открытий
— сферичность планеты, закон сохранения вещества,
высказано предположение о микробах. Естественно, до
этих открытий мало кому есть дело: «Мир круглый!
По мне хоть квадратный, а умов не мути!». В
основной массе населения грамотность расценивается
как нечто совершенно ненужное и даже опасное, чреватое
вольнодумством. Основное учебное заведение —
Патриотическая школа, где обучают исключительно полезным
для государства вещам — от государственной идеологии
и священной истории до военного дела и методов допроса
(по последним проводится экзамен в Веселой Башне).
Идеология стараниями отца Кина насаждается следующая:
«слепая вера в непогрешимость законов, беспрекословное
оным повиновение, а также неусыпное наблюдение всех
за всеми!». В связи с этим что-то записывающий
человек почти автоматически считается доносчиком —
еще один повод не любить грамотеев.
У придворных образованность
все-таки еще в моде. Конечно, в концертах в основном
ценятся антракты, чтобы поболтать, а в живописи —
обнаженная натура, но все же значительная часть дворян
грамотна, в разговоре любит блеснуть цитатой из известного
поэта, пусть даже описывая женские прелести, а переписка
— неотъемлемая часть повседневной жизни дворянства.
Впрочем, наиболее формальные письма, типа вызова на
дуэль, обычно заранее составляются каллиграфом, а
имена и сроки вписываются в оставленные промежутки.
В Ирукане ситуация несколько
лучше — недаром именно из Ирукана ждут потенциальных
шпионов, это явно опасения по адресу более сильного
и процветающего государства. Хотя в общем Арканар
и Ирукан достаточно похожи. Соан — весьма просвещенная
республика, там действует Академия наук и находят
приют бежавшие из Арканара ученые. Есть музеи. В далекой
метрополии собрана богатая библиотека и возникают
университеты — но все это очень далеко :-(.
Быт
и нравы
Быт явно вряд ли будет
отыгрываться, но представлять себе его необходимо
— чтобы какой-нибудь барон не хвастался, скажем,
позолоченной ванной :-). Состояние гигиены в этом
мире по современным меркам удручающее. Мытье считается
сугубо привилегией благородных, но и они предаются
этому занятию крайне редко. Мыла нет. Для чистки зубов
употребляется ароматическая кора, она же — аналог
современной жвачки. У дам уход за собой выражается
в основном в неумеренном употреблении пудры и духов.
В большом ходу лак для волос, опять же в огромном
количестве. В Ирукане употребляются парики. Та же
степень чистоты царит и в окружающей обстановке: главное
«посудомоечное средство» — ближайшая
собака. Простыни не меняются хоть годами, иной подход
к делу выглядит ненужным расточительством. Едят в
основном руками, хотя для салатов и подобных блюд
употребляются ложки, для разделывания мяса используется
кинжал.
Предметы обихода благородного
дона могут быть сколь угодно ветхими — лишь
бы сохранялся хоть намек на роскошь, вроде драной
ночной рубашки с богатой вышивкой. «История
цивилизации»: «Среди знатных людей все
усиливалось пристрастие к дорогим вещам... Кто не
был знатен по рождению или особенно богат, тот старался
хотя бы казаться таким». У знати весьма в чести
такое «развлечение», как загул —
«не заметили, как полгорода сожгли». Благородный
дон показывает широту своей натуры, простые люди с
подобными вещами просто тихо мирятся. Невероятная
расточительность царит и на королевских обедах, и
в баронских замках, когда туда наезжают гости —
«якобы на охоту, а потом охнуть не успеешь —
уже все пьяны и рубят мебель». Но гостеприимство
— закон. Дворянин просто по факту не может быть
жадным, чем широко пользуются многочисленные безденежные
доны, обедая за чужой счет без особых проблем.
Развлечения утонченностью
не отличаются — достаточно вспомнить шутки над
приглашенными на королевский обед: «сажали в
паштеты, в кресла с подпиленными ножками, на гусиные
яйца. Саживали и на отравленные иглы». Играют
обычно в карты или кости, всегда на деньги или имущество.
Предметы разговора для придворных — сексуальные
похождения, довольно грубые анекдоты и разного рода
байки. Что королевский обед, что нашествие гостей
на баронский замок кончается битьем посуды, а то и
крушением мебели. Словом, нравы не слишком цивилизованные.
Арканар — не просто
королевская столица с насыщенной, несмотря ни на что,
жизнью двора. Это город многочисленных торговцев и
ремесленников, и днем здесь идет достаточно активная
деятельность. Ночью жизнь почти замирает, окна и двери
наглухо закрываются для защиты от злых людей и злых
духов, бодрствуют разве что алхимики и «ночные
люди» — впрочем, последние совершенно
безнаказанно орудуют и днем, и пропажа кошелька, бляшки
с одежды или кинжала большинством рассматривается
как печальная неизбежность. Кабаков и притонов в Арканаре
хватает, и их клиентура — не только штурмовики
или «ночные люди». Может потянуть на приключения
и благородного дона, хотя для жизни и кошелька подобные
турне небезопасны.
Баронский замок ведет
свою обособленную жизнь. Охота или выезд в город для
мужчин, рукоделие и присмотр за детьми для женщин
— в этих занятиях проходит день. Может забрести
в замок торговец или проповедник, могут нагрянуть
в гости соседи — вот и все развлечения. У баронов
нередки конфликты между собой или с центральной властью,
но большинство из них кончается ничем — так,
осаждать замок Бау собирается каждый очередной король.
которому не дают жить доходы от серебряных рудников
баронов Пампа, но замок как стоял, так и стоит, и
рудники пока что владельца не сменили.
В королевстве Арканар
царит шпиономания. Места скопления людей набиты осведомителями,
едва ли не каждого могут обвинить в том, что он ируканский
шпион — а это верный путь в Веселую Башню. Осведомителей
крайне не любят серые штурмовики и «ночные люди»,
расправляясь с ними везде, где удастся поймать, но
общего страха перед доносами это не уменьшает. Недоверие
царит даже среди достаточно давно знающих друг друга
людей.
В сознании людей Святая
Вера с почитанием Бога и многочисленных святых благополучно
уживается с огромным количеством суеверий —
верят в духов, лесных чудищ, приметы. Молитвы —
даже не столько акт благочестия, сколько некий охранный
амулет. Впрочем, это уже вопросы религии.